Методика оценки стоимости сайта: общий подход

Департамент оценки и инвестиций Компании «ИНДИГО»

E-mail: info@indigo-o.ru

Web-site: www.indigo-o.ru

Потребность в оценке стоимости сайтов возникла в условиях активного развития Интернет-торговли.  Сегодня сложно представить бизнес-проект без коммуникационной площадки в виде сайта. Более того, рост венчурных инвестиций обуславливает и развитие технологий в сети «Интернет».

В стандартах рыночной оценки указаны три основных подхода, используемых при расчетах: затратный, сравнительный и доходный. Применимость каждого из подходов зависит от этапа жизненного цикла сайта и ряда других факторов.

Прежде всего, необходимо определить, что является объектом оценки при оценке стоимости сайта. Как известно, оцениваются именно права - в случае оценки стоимости сайтов, можно выделить следующие:

  • Право на доменное имя (домен);
  • Право на авторский дизайн сайта;
  • Право на контент (содержание, материалы) сайта;
  • Отдельные технологии онлайн-торговли, коммерческие ноу-хау, механизмы монетизации, а также зарегистрированные инновации, используемые в архитектуре сайта.

Наличие указанных выше элементов сайта определяют его ценность, т.к. формируют поток посетителей. Главный критерий успешности и эффективности сайта - количество уникальных посетителей.

Сравнительный подход к оценке сайтов.

Главная проблема сравнительного подхода к оценке сайта – сложность подбора объекта-аналога для сравнения и использование корректировок стоимости сайта.

Исходя из опыта оценки сайтов для коммерческих организаций специалистами Компании «ИНДИГО Оценка» попробуем определить основные характеристики сайта, используемые для сравнительного и доходного подхода.

Основные критерии эффективности сайта при его оценке:

  • Уникальные посетители;
  • Показатель ТиЦ (индекс цитируемости);
  • Ряд уникальных показателей, характерных для сайтов определенной направленности, особенных рынков.

Уникальные посетители, а также лояльные посетители (которые возвращаются с определенной периодичностью) – ключевой фактор стоимости сайта. По сути, это база потенциальных клиентов, по которым можно классические маркетинговые показатели: инвестиции на привлечение одного посетителя, выручка на одного посетителя и, соответственно, рентабельность продаж, эффективность продвижения и т.д.

Показатель ТиЦ- показатель, совмещающий в себе и характеристику посещаемости сайта и его индексацию в поисковых системах.

Данные критерии, в целом, с некоторой осторожностью, можно использовать в сравнительном подходе для подбора сайтов-аналогов.

Затратный подход к оценке сайтов.

Права на доменное имя (домен). Доменное имя регистрируется в установленном порядке в специализированной организации-регистраторе. Стоимость регистрации является открытой, все механизмы регистрации доменов прозрачны. Стоимость на вторичном рынке для сайтов со «стажем» может быть обозначена в процессе торгов на аукционе доменов.

Если сам домен представляет собой некую ценность (короткое, запоминающееся имя, имя -«клон» и т.д.) – т.е. может быть отдельным объектом сделки купли-продажи. Информацию по нему можно найти на аукционных торгах.

Дизайн сайта. Затраты на создание дизайна сайта, его редизайн: оплата труда дизайнера, художника, верстальщика и т.д.

Причем, рынок дизайнеров и верстальщиков сайтов, в достаточной степени, развит и многочисленные предложения позволяют определить обоснованную рыночную стоимость создания дизайна сайта.

Контент сайта. В качестве затрат на уникальный контент выступают: расходы на оплату труда авторам, корректорам и т.д. Кроме того, существует биржа продаж контента сайтов (стоимость контента, в зависимости от его уникальности и тематики варьируется от 20 до 200 рублей и выше за 1 000 символов текста).

Оценка ноу-хау. Затраты стоимость создания, регистрации прав на НМА и ИС и т.д.

Все затраты суммируются, корректируются на возраст сайта и его износ (потерю привлекательности и первоначальной индивидуальности).

Доходный подход к оценке сайтов.

Доходный подход используется при наличии достоверной информации об экономической эффективности сайта.

В качестве информации могут быть использованы данные по выручке от использования сайта.

Кроме того, сайт может решать задачи оптимизации производственных издержек: организация сервисного обслуживания и работа с рекламациями (снижает отток клиентов), CRM- системы и т.д.

Сумма показателей дисконтируется и производится расчет и оценка стоимости сайта в соответствии с применяемыми стандартами оценки.

Главная проблема в применении доходного подхода в оценке сайтов - корректная идентификация денежного потока и суммы экономии в издержках, генерируемой сайтом. Проблема решается тщательным анализом деятельности сайта, структуры спроса и особенностей рынка.

info@indigo-o.ru

Все просто. Вы ставите задачу - мы ее решаем.

Принципы работы


  1. Ориентация на результат нашего Клиента – как ориентир для внутренних бизнес-процессов.
  2. Инновационность подходов при неукоснительном соблюдении требований Клиента.
  3. Профессиональное сопровождение Клиента на всех этапах его деятельности.

Стандарты качества


Отчеты, подготовленные нашими Оценщиками, в обязательном порядке соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. №135-ФЗ, федеральным стандартам оценочной деятельности (ФСО № 1, № 2, № 3, №4), а также международным стандартам и стандартам, установленным саморегулируемой организацией оценщиков.

Контактная информация


Группа компаний  "ИНДИГО ОЦЕНКА"

Все оперативные запросы или предложения вы можете отправить нам на электронную почту: info@indigo-o.ru