Особенности развития инновационных венчурных компаний в РФ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

К основным проблемам инновационного развития, по мнению автора статьи, можно отнести:

  1. Отсутствие единых информационных баз изобретений и разработок;
  2. Венчурные фонды с государственным капиталом консервативны и не в полной мере обеспечивают необходимые инвестиции;
  3. Отсутствует класс специалистов, способных интегрировать научный потенциал разработок и их маркетинговые перспективы, способных коммерциализировать инновационные продукты;
  4. Отсутствует культура и практика организации исследовательских работ «на местах», на предприятиях;

Отсутствие единых информационных баз препятствует совместной кооперации и достижения синергического эффекта при объединении усилий. Кроме того, информационная замкнутость значительно ограничивает диффузный характер инноваций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. N 284 «О государственном учёте результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»[1] создан единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счёт средств федерального бюджета. По состоянию на апрель 2013 года он содержит порядка 5343 проектов, финансируемых за счет бюджета РФ. Существует ряд подобных государственных программ, однако, как уже отмечалось выше, они не в полной мере задействуют экономически активную часть населения страны.

Венчурные фонды, создаваемые для инвестирования в инновационные компании, прежде всего, фонды с широким государственным участием подчас выбирают проекты с высокой рентабельностью, но незначительным инновационным потенциалом (девелоперские проекты, производство продуктов уже имеющих стабильный сбыт; финансовые, во-многом, спекулятивные операции). Наиболее показательным является, например, отчет Счетной палаты РФ о деятельности Госкорпорации «Роснано»[2]. Разумеется, можно понять и руководителей венчурных фондов, отмечающих отсутствие интересных, с их точки зрения, инновационных проектов.

Достаточно часто, как показывает практика, изобретатель не знает о возможности участия в подобных госпрограммах или не в состоянии подготовить необходимый пакет инвестиционного предложения: бизнес-план, с необходимой маркетинговой и финансовой обоснованностью. В этом и заключается главная трудность любого новаторства – сложно оценить потенциальные выгоды продукта в условиях динамичного и развивающегося рынка. К тому же, результат фундаментальных научных исследований не очевиден и для самого изобретателя.

В данном случае необходима помощь специалистов с широким профилем знаний в конкретных областях науки и коммерческим «чутьем», позволяющим прогнозировать изменения рынка и возможность эффективно интегрировать новый продукт в условиях рыночных реалий. Причем специалисты, занимающиеся коммерциализацией, в меньшей степени, могут быть подготовлены только усилиями ВУЗов, они должны формироваться как класс среди действующих управленцев, с достаточным опытом работы на российском и международном рынках.

Подобную функцию на данном этапе развития, в некоторой ее части, взяли на себя т.н. «бизнес-ангелы», обладающие финансовым ресурсом и, что важно, пониманием требований современного рынка. В силу достаточной предпринимательской гибкости и практического опыта «бизнес-ангелы» наиболее предпочтительны для работы с группами инноваторов.

Низкий уровень инноваторства на предприятиях имеет ряд причин: во-первых, корпоративная культура отечественных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, не ставит перед собой, подобные задачи, либо они носят декларативный характер. В качестве сравнения, можно привести японские компании с знаменитыми «кружками качества» и т.д.

Во-вторых, малый и средний бизнес в современных условиях, зажатый тисками государственного контроля, ориентируется, прежде всего, на краткосрочную и стабильную доходность бизнеса. По мнению автора статьи, малый и средний бизнес должен быть главным инициатором инновационного развития, т.к. в силу его открытости и возможности объективной обратной связи от потребителя услуг и товаров, способен «уловить» формирующуюся потребность и запрос общества. Крупный бизнес должен данную инициативу поддержать и встроить в свою организационную модель. В мировой практике это нашло свое отражение в т.н. корпоративном венчурном инвестировании.

Данные аспекты макроэкономического характера определяют основные векторы развития инновационных венчурных компаний, что накладывает отпечаток на принципы управления подобными компаниями.

Список литературы:

  1. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы.-М.,2004 г.
  2. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса.-СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 г.-315 с.

 

Читать ЧАСТЬ ВТОРУЮ

[1] http://intelpro.еxtech.ru

[2] http://www.vеdomosti.ru/tech/news/6979121/kak_sozdavalos_nano

call: 8 (495) 998-35-89

e-mail: info@indigo-o.ru

Все просто. Вы ставите задачу - мы ее решаем.

Принципы работы


  1. Ориентация на результат нашего Клиента – как ориентир для внутренних бизнес-процессов.
  2. Инновационность подходов при неукоснительном соблюдении требований Клиента.
  3. Профессиональное сопровождение Клиента на всех этапах его деятельности.

Стандарты качества


Отчеты, подготовленные нашими Оценщиками, в обязательном порядке соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. №135-ФЗ, федеральным стандартам оценочной деятельности (ФСО № 1, № 2, № 3, №4), а также международным стандартам и стандартам, установленным саморегулируемой организацией оценщиков.

Контактная информация


Группа компаний  "ИНДИГО ОЦЕНКА"

Все оперативные запросы или предложения вы можете отправить нам на электронную почту: info@indigo-o.ru