Оценка инвестиционного проекта
Оценка инвестиционного проекта, оценка эффективности инвестиционного проекта, пожалуй, наиболее сложное и интересное в деятельности профессиональных оценщиков бизнеса, аналитиков инвестпроцессов. Многое зависит от сферы бизнеса, в которую инвестор решил вложить ресурсы. Рынки отличаются друг от друга и стабильностью и конъюнктурой, особенностями ликвидности и спецификой менеджмента, однако, в условиях тотальной конкуренции по большинству рынков особенные требования предъявляются предпроектной подготовке, включающей в себя корпоративный дизайн будущей компании и точки приложения инвестиционных усилий.
Прежде всего, необходимо упомянуть макроэкономический мультипликатор (1931, Кан), который позволяет на основе анализа основных макроэкономических показателей оценивать эффективность инвестиции в той или иной области деятельности, исходя из структуры промышленности и внутренней ресурсной логистики (т.н. матрица межотраслевого баланса). Данный анализ позволяет оценить социальную и экономическую целесообразность того или иного проекта, участие в государственных программах и общественную ответственность участников проекта.
Следующим шагом инвестанализа – является анализ эффективности и стоимости проекта для каждого из его участников (напомним, что проект может представлять собой многосторонний альянс разных участников рынка, с различными интересами и возможностями).
Критерии оценки инвестиционных проектов.
- Простые, или синтетические. В основе расчет срока окупаемости проекта и простая норма прибыли, аналогичная коэффициенту рентабельности капитала ROI (Return on Investment).
- Дисконтированные критерии эффективности. В основе – расчет чистого дисконтированного дохода (NPV –Net Present Value), внутренней нормы доходности (IRR-Internal Rate of Return), дисконтированный срок окупаемости.
Двухэтапная схема оценки инвестиционного проекта.
Для отбора наиболее привлекательных проектов используются следующие критерии:
- Чистый дисконтированный доход (ЧДД);
- Внутренняя норма доходности (ВНД);
- Индексы доходности;
- Срок окупаемости (простой и дисконтированный);
- Иные показатели, характерные для конкретного бизнеса.
Первый этап – оценка эффективности проекта в целом. Включает в себя общественную и коммерческую эффективность. Необходимо проведение социологических и маркетинговых исследований. Это определяет степень гибкости и возможности стратегически выверенного проникновения на рынок. Важным фактором является т.н. гудвилл (деловая репутация) проекта. Проводится оценка деловой репутации, оценка бренда.
Второй этап – оценка эффективности проекта по отношению к каждому участнику инвестпроцесса. Важным вопросом анализа является понимание жизненного цикла инвестиционного проекта (есть ряд подходов - методика Всемирного банка, методика по российским нормативам и т.д.).
В рамках данной статьи корректно будет отметить следующие методы управления стоимостью компании: анализ чувствительности проекта. В основе – исследование эластичности NPV по некоторым критериям – что позволяет выстроить вектор чувствительности проекта от внешних флуктуаций (воздействий), а также от изменения внутренних технико-экономических показателей.
Кроме того, следует отметить метод анализа сценариев. В рамках данного метода применимы различные инструменты анализа, в зависимости от особенностей бизнеса и требований инвесторов – может применяться достаточно широкий его ассортимент – от критерия оптимизма-пессимизма Л. Гурвица1 до метода реальных опционов (модель Блэка-Скоулза) и т.д.
Отдельно следует отметить важность оценки инвестиционного проекта, в случаях, когда основным инвестируемым ресурсом являются нематериальные активы и интеллектуальная собственность. Оценка и экспертиза нематериальных активов и интеллектуальной собственности проводится в рамках оценки инвестиционного бизнес-плана, либо в отдельности, например, на предварительном этапе. Анализ эффективности бизнес-плана и успешности его выполнения, что не менее важно, - отдельная значительная и требующая высокой профессиональной подготовки работа, т.н. «пост-мониторинг» бизнес-плана, или принятое в западной терминологии «экс-пост-оценка» - анализ причин отклонения показателей бизнес-плана и оценка изменений показателей внутренней доходности проекта – что является элементом стратегического управления стоимостью компании как конечной модели проекта.
- Оценка эффективности инвестиционных проектов/Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А.,М.:Дело, 1998