Оценка бизнеса
Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них.
Необходимость в оценке стоимости бизнеса очевидна, главным образом, в двух случаях: в первом - когда она является требованием законодательства РФ - например, акционером/собственником какой-либо его части является государство; либо в случае судебных разбирательств, например, споры хозяйствующих субъектов, а также раздел имущества, в том числе бизнеса. Вторым фактором необходимости оценки рыночной стоимости предприятия (имущественный комплекс, нематериальные активы и интеллектуальная собственность и т.д.) является корректные и стратегически оправданные управленческие решения. Отчет об оценке стоимости бизнеса, в данном случае, документ, содержащий в себе текущую стоимость компании и его отдельных элементов (например, бренда), а также информацию о факторах внешней и внутренней среды, влияющие на данную стоимость.
Специалисты компании "ИНДИГО" проведут необходимые консультации по управлению стоимостью компании. В определенных случаях, в большей степени, на капитализацию компании влияет наличие обширной клиентской базы, в иных - инновационная политика предприятия, наличие интеллектуальной собственности, ноу-хау производства и т.д. Понимание "структуры капитала" компании позволяет эффективно определять приоритеты развития и модель бизнеса.
Фактически, под оценкой бизнеса понимается выполненной следующих задач:
- Оценка мажоритарного (иначе – контрольного, блокирующего) пакета акций предприятия. Это наиболее востребованная задача, которая даёт наиболее полное представление о стоимости бизнеса в целом или стоимости наиболее крупного пакета акций;
- Оценка миноритарного пакета акций. В данном случае осуществляется оценка одной акции в составе миноритарного пакета;
- Оценка имущественного комплекса. Особое внимание здесь уделяется оценке активов компании – зданиям, сооружениям, сетям, коммуникациям, земельным участкам, транспортным средствам и оборудованию. Также осуществляется анализ финансовых потоков предприятия;
- Оценка акций предприятия, которые котируются на рынке. Это достаточно частный случай, который зачастую сводится к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта.
- Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
Особенностями бизнеса являются следующие факторы, которые учитываются при проведении работ по оценке стоимости предприятия (бизнеса):
- Бизнес есть явление инвестиционного характера, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем. Расходы на бизнес и получение доходов с него различны по времени. Это ключевой аспект, определяющий специальные навыки специалистов по оценке - необходимость осознавать значение и стоимость активов в разные моменты времени. Очевидно, что стоимость активов компании на разных этапах ее существования имеет разное значение. На этапе старт-ап - одна стоимость, в середине проекта - иная. Причем изменение стоимости происходит под влиянием изменяющихся факторов риска макро- и микроэкономического характера. Таким образом, при оценке бизнеса текущая стоимость будущих доходов, которые вероятно получит инвестор, представляет собой рыночную стоимость.
- Бизнес есть явление системного характера, на рынке компания может быть оценена как бизнес в целом. но и как отдельные его элементы - недвижимость, оборудование, нематериальные активы, гудвилл (деловая репутация) и т.д. Причем будучи системой - любая компания должна быть, в ходе оценки стоимости, проанализирована на предмет системных синергических эффектов, что предопределяет наличия дополнительной эмерджентной стоимости.
- Бизнес есть явление открытого характера. Капитализация, стратегия и тактика в бизнесе зависят от постоянно изменяющихся процессов, происходящих не только внутри самого бизнеса (микросреда предприятия) – но и во внешней среде (макросреда предприятия). Так, нестабильность в мировой экономике может привести бизнес к неустойчивости – с другой же стороны, нестабильность бизнеса может привести к созданию нестабильности социальной, в отрасли и рынке. Таким образом, возникает необходимость в постоянном мониторинге бизнеса – что предъявляет особые требования к специалистам. Это также учитывается при оценке бизнеса.
- Бизнес есть явление социального характера. В этом есть причина и наличия определенных требований со стороны социума и государства к предприятиям, особенно в тех случаях, когда государство владеет долей в предприятии - чаще это, когда предприятие является градообразующим или носит структурообразующий характер.
Частные цели проведения работ по оценке стоимости бизнеса (предприятия):
- Увеличение эффективности управления компанией;
- Обоснование принятия инвестиционного решения;
- Основу для разработки корректного бизнес-плана;
- Плавное проведение реструктуризации предприятия (ликвидации, поглощения, выделения, слияния);
- Информацию о текущей рыночной стоимости компании в случае совершения сделок купли-продажи или при выходе одного или нескольких участников из обществ;
- Определение стоимости ценных бумаг компании, долей в капитале в случае проведения с ними различных операций;
- Определение кредитоспособности компании и величины стоимости залога при кредитовании;
- Выявление реальной рыночной стоимости имущества компании при осуществлении страховых операций;
- Взвешенное налогообложение предприятия;
- Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
- Выкупа акций у акционеров;
- Проведение эмиссии акций обществом;
- Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду, например, франчайзинг;
- Обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия искусственно занижено;
- Переоценка активов компании;
- При стратегическом планировании развития компании;
- При продаже муниципальной или федеральной собственности;
- При вступлении в наследство для совершения нотариальных действий.